Конспект 1

Ключевые слова: игральные карты, колода, масть, мажоры, миноры, жеребьёвка, тасование, снятие, сдача, партнёр, север, юг, запад, восток, торговля, козырь, взятка, сила руки (пункты, HCP), контракт, розыгрыш, разыгрывающий, "болван" ("стол").

Карты. Для игры в бридж используется колода из 52-х карт, состоящая из четырёх мастей по 13 карт. Масти упорядочены по старшинству: пика > черва > бубна > трефа . Пику и черву называют старшими мастями или мажорами. Соответственно бубну и трефу - младшими мастями или минорами. Старшинство карт в масти обычное: туз > король > дама > валет > 10 > 9 > ... > 2. В дальнейшем мы будем пользоваться следующими сокращениями: П(ика), Ч(ерва), Б(убна), Т(рефа) для мастей и Т(уз), К(ороль), Д(ама), В(алет) для фигур. Например: ПК - пиковый король, ТТД63 - трефовый туз, трефовая дама, трефовые шестёрка и тройка, и т.д. Для игры в бридж обычно используются две колоды с разными рубашками, но можно обойтись и одной.

Игроки. В бридж играют четыре человека: пара (север-юг) против пары (восток-запад). Географические названия условны и обозначают стороны игрового стола, за которым партнёры сидят друг против друга в следующем порядке: юг - запад - север - восток, считая от игрока "юг" по ходу часовой стрелки.

Жеребьёвка. Для определения партнёров в бридже принято проводить жеребьёвку. Тасованая колода карт выкладывается на стол в один ряд рубашкой вверх. Каждый из игроков берёт себе одну карту, причём нельзя брать крайние четыре карты ни справа, ни слева. После того, как все игроки взяли по одной карте, их можно перевернуть и сравнить. Карты сравниваются по старшинству, их масть принимается во внимание только в случае совпадения достоинства карт. Например ТД в жеребьёвке старше П10, но младше БД. Игрок, вытянувший старшую карту, выбирает себе место за столом и сдаёт игрокам карты. Напротив него садится тот, кто выбрал вторую по достоинству карту, он будет его партнёром. Справа и слева от сдающего садятся два оставшихся игрока, тоже являющихся партнёрами друг для друга.

Сдача. Раздача карт игрокам называется сдачей. Перед сдачей тасованую колоду карт "снимает" игрок, сидящий справа от сдающего. Снятие заключается в разделении колоды на две части, в каждой из которых есть минимум четыре карты. С колоды карт, лежащей на столе рубашкой вверх, снимается стопка карт и кладётся рядом на стол, после чего на неё кладётся оставшаяся часть колоды. После снятия карты раздаются игрокам по одной штуке последовательно по ходу часовой стрелки. Первым получает свою карту игрок, сидящий слева от сдающего. Карты сдаются рубашкой вверх и могут быть перевёрнуты игроками только после того, когда все они будут розданы. Во время сдачи партнёр сдающего тасует вторую колоду карт. Эта колода будет использоваться для следующей сдачи, которую осуществит игрок, сидящий справа от партнёра сдающего. Т.е. право сдавать карты переходит к игрокам последовательно по ходу часовой стрелки.

Ход игры. После сдачи у каждого игрока должно оказаться 13 карт. Эти карты будут разыграны в 13 взятках. Каждая взятка состоит из четырёх карт и принадлежит одному из игроков. После розыгрыша всех карт количество взяток, набранное партнёрами, суммируется. Партнёры заранее, до начала розыгрыша, объявляют: (1) сколько взяток они собираются взять и (2) при какой козырной масти или без козыря. Такое предложение, если оно оказывается поддержано, называется контрактом. Таким образом игру в бридж можно разделить на две части: торговля (в которой определяется контракт) и розыгрыш (взяток).

Взятка. Взяткой называются четыре карты, последовательно выложенные рубашкой вниз игроками по часовой стрелке. Взятка может принадлежать только одному из игроков, а именно тому, кто выложил старшую карту. Если игра ведётся с козырем (согласно установленому контракту), то старшей картой во взятке считается старший козырь. Если козырей во взятке нет или козырная масть не назначена контрактом, то старшей картой является старшая карта в масти первой из положенных на стол четырёх карт взятки. Например на стол последовательно выложены ПК, П3, Т3, П7. Если козырной является трефовая масть, то взятка принадлежит тому, кто выложил Т3. Если козырь другой или вообще не установлен (игра без козыря), то взятка принадлежит игроку, выложившему ПК. Первая карта из четырёх карт взятки выкладывается игроком на стол произвольно, по его собственному усмотрению. Все остальные карты взятки должны быть в масти первой карты. Если такой масти у игрока нет, то тогда он может ходить любой другой картой.

Торговля. Торговлей называется процесс переговоров, в ходе которых устанавливается пара (север-юг или восток-запад) и контракт, т.е. обязательство этой пары взять не менее чем некоторое фиксированное число взяток при определённом козыре или без козыря, причём число взяток указывается заниженым на 6 штук. Минимальный контракт составляет 1Т (читается: "один треф") и обозначает обязательство взять минимум 6+1=7 взяток при козырной масти "треф". Торговлю открывает тот игрок, который сдавал карты. В ходе торговли можно либо заявить контракт, либо объявить "пас", т.е. отказаться от заявления контракта. Другие виды объявлений будут рассмотрены на следующих занятиях. Заявки на контракт могут быть объявлены только на повышение. Старшинство заявок (по возрастанию) следующее: 1Т < 1Б < 1Ч < 1П < 1БК (без козыря) < 2Т < 2Б < 2Ч < 2П < 2БК < 3Т < ... < 7Т < 7Б < 7Ч < 7П < 7БК. Торговля ведётся всеми игроками по очереди, по ходу часовой стрелки (начиная от сдающего), до объявления трёх пасов подряд. Последняя значащая заявка считается установленым контрактом. Если торговля началась с трёх пасов подряд, то тогда четвёртый игрок имеет право сделать свою заявку. Если спасует и он (т.е. если в ходе торговли все четыре игрока спасуют на первом объявлении), то карты сдаются заново следующим по ходу часовой стрелки игроком. Пример хода торговли:

ЮгЗападСеверВосток
1-й круг торговли паспас
2-й круг торговли паспаспас

В ходе торговли игроком "юг" установлен контракт 2П, обозначающий обязательство пары север-юг совместно набрать в розыгрыше не менее 6+2=8 взяток при козырной масти "пика". Поскольку масть контракта в паре север-юг впервые была заявлена "севером", то он объявляется "разыгрывающим", а его пратнёр "юг" - "болваном" (или "столом"). Разыгрывающим всегда является тот игрок из пары, заключившей контракт, который раньше другого заявил масть контракта или игру "без козыря", если контракт заключён без козырной масти. Его партнёр автоматически становится болваном.

Розыгрыш. Первую карту на стол рубашкой вниз выкладывает игрок, сидящий слева от разыгрывающего. После этого на стол рубашкой вниз выкладывает все свои карты болван, рассортировав их по мастям и справа от себя выложив козыри (если они заявлены контрактом и есть у него в наличии). Болван не принимает самостоятельного участия в игре, он только разыгрывает те карты, на которые указывает ему его партнёр. После того, как болван сыграет одну из своих карт по указанию партнёра, выкладывает свою карту следующий по ходу часовой стрелки игрок, а затем и сам разыгрывающий. Игрок, выигравший взятку, получает право следующего хода. Карты выкладываются игроками последовательно, по ходу часовой стрелки. Любой игрок непосредственно перед своим ходом имеет право посмотреть какие карты были сыграны в двух последних взятках. Разыгрывающий имеет право смотреть взятки как перед ходом со своей руки, так и перед ходом от болвана. После розыгрыша всех карт подсчитывается количество взяток, набранное парами партнёров. Контракт считается выполненым, если партнёры, заключившие контракт, набрали как минимум то число взяток, которое обязались выиграть по контракту.

Сила руки. Важнейшей предпосылкой осмысленной торговли является трезвая оценка силы собственной руки. "Рукой" называются те 13 карт, которые достались игроку в ходе сдачи. Её сила оценивается в пунктах - HCP (high card points). Туз имеет силу 4HCP, король - 3HCP, дама - 2HCP, валет - 1HCP, остальные карты - 0HCP. Сумма пунктов всех карт руки даёт приблизительное представление о силе руки. Чтобы уточнить оценку силы вашей руки нужно к пунктам за фигуры (HCP) прибавить пункты за длинные масти — LSP (long suit points). LSP вычисляются таким образом: если у вас есть одна или две масти, в которых на руке имеется 5 или больше карт, то за каждую карту в этих мастях (начиная с пятой) вы прибавляете себе 1 пункт. Таким образом общее число пунктов (total points) равно сумме HCP и LSP. Чтобы открывать торговлю вам надо иметь минимум 13 пунктов!

Используются технологии uCoz